Повлиял ли коронавирус на количество прихожан различных конфессий в храмах, выяснял корреспондент Sputnik.
МИНСК, 18 мар – Sputnik. Представители всех религиозных конфессий в Беларуси прислушались к рекомендациям медиков в связи с коронавирусом, усилили меры санитарной безопасности, но ни один храм никто закрывать не собирается.
В главном православном храме Беларуси – Свято-Духовом кафедральном соборе – в среду утром верующие, как обычно, пришли на исповедь и на Святое причастие. Как пояснила Sputnik одна из прихожанок, в будний день утром всегда не очень большое количество верующих.
«Тот, кто верит, коронавируса не боится. Мы как ходили на Святое Причастие, так и ходим. Если священники скажут запивку после причастия употреблять из одноразовой посуды – будем пить из пластиковых стаканчиков», – рассказала прихожанка.
Как пояснили работники собора, все рекомендации Священного Синода РПЦ в связи с коронавирусом будут исполняться. «У нас в Беларуси ситуация с вирусом спокойная, если архиерей скажет использовать одноразовую посуду в храме, это будет исполнено», – сказал один из работников храма.
В храме также рассказали, что никто из верующих на службу в масках не ходит. «Люди идут в церковь молиться, верующие понимают, что надо заботиться не только о своем здоровье, но и безопасности окружающих», – сказала прихожанка Ирина.
Она также рассказала, что, когда возникает угроза болезней, верующие чаще всего ставят свечи перед чудотворной иконой Минской Богоматери и перед иконой Святителя Пантелеймона.
Как показалось корреспонденту Sputnik, коронавируса испугались только нищие, которые всегда просят милостыню возле храма. Сегодня утром не было ни одного человека, который бы стоял на паперти с протянутой рукой.
Молитвы Бернарды
Не очень многолюдно в среду утром было и в главном католическом костеле Беларуси – архикафедральном соборе имени Святой Девы Марии. Как пояснила прихожанка Бернарда, сейчас все на работе, вечером обычно в храм приходит больше верующих, но больше всего, конечно же, в субботу и в воскресенье.
«Я бы не сказала, что коронавирус как-то повлиял на число верующих в храмах. Конечно, приняты определенные меры. К примеру, убрали чашу со святой водой, которая находилась возле распятия на входе в храм», – сказала Бернарда. Она пояснила, что католики, как правило, опускают руку в святую воду, а потом крестятся. «Сейчас без воды крестимся», – сказала она.
Прихожане также рассказали, что в костеле соблюдаются все санитарные требования, которые были введены в связи с коронавирусом.
«Мы не целуемся, не прикладываемся к святыням. В исповедальнях стоят емкости с антисептиком. Все меры санитарной безопасности соблюдаются», – говорит прихожанка.
«Мы верим в волю Бога, молимся. Молитва – лучшая защита от болезни», – так ответила на вопрос Sputnik пожилая прихожанка с четками. Она прервала молитву и сказала, что самое главное – соблюдать заповеди Божьи, быть добрым христианином и любить людей. «И тогда никакая болезнь не страшна, моя девочка. Как тебя зовут? Я за тебя помолюсь. Ну и что, что православная – мы все дети Божьи», – добавила другая пожилая прихожанка.
В костеле также рассказали, что в пятницу в нем целый день будут молиться, чтобы уменьшить угрозу коронавируса. По словам верующих, службы возглавит предстоятель Римско-католической церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
А в субботу, 21 марта, в Минске запланирована межрелигиозная молитва о защите от коронавируса, в которой примут участие представители основных конфессий.
Планируется, что она пройдет в Красном костеле. Для участия в этой молитве приглашены митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич, представители БПЦ, Лютеранской общины, представители мусульманского и иудейского духовенства. Католики собираются доставить в Минск из Дзержинска икону Святого Роха, которому еще в средние века молились при эпидемиях чумы и холеры.
Онлайн из синагоги на Шорной
Как рассказал Sputnik главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович, белорусские иудеи также прислушались к рекомендациям медиков по поводу мер предосторожности во время распространения коронавируса. По его словам, он рекомендовал верующим в случае первых признаков недомогания остаться дома.
«Мы приняли решение, что будут вестись онлайн-трансляции из синагоги, чтобы все могли приобщиться к молитве. Не выходя из дома», – сказал раввин.
Он также рассказал, что в целях эпидемической безопасности было принято решение пока отменить касание руками мезузы на дверном косяке в синагоге. «Мы за то, чтобы все были здоровы», – сказал раввин.
Муфтий приболел
Белорусские мусульмане также предприняли определенные меры в связи с коронавирусом, но ни одна мечеть не закроет двери, об этом сообщил Sputnik муфтий Мусульманского религиозного объединения в Беларуси.
«Ни один священнослужитель, какой бы конфессии он ни принадлежал, не скажет верующим: «Не приходите в храм». Но, конечно, все верующие предупреждены о мерах предосторожности в условиях распространения этой инфекции во всем мире», – сказал муфтий Sputnik в среду.
По его словам, у мусульман нет обычая целовать святыни в мечетях. «Мы также рекомендовали в условиях распространения коронавируса при приветствии отменить рукопожатия. Верующие приветствуют друг друга кивком головы и прикладывают руку к сердцу», – сказал муфтий.
Он также рассказал, что забота о здоровье для верующих является важным моментом. «Вот я сам немного приболел. Ездил в Ивьевский район, проверял, как дела в нашей общине, там меня немножко прихватило сквозняком, видимо. Через пару дней поправлюсь», – сказал он.
Sputnik пожелал муфтию хорошего самочувствия и быстрейшего выздоровления. Священнослужитель также не исключил, что может принять участие в межрелигиозной молитве в Красном костеле в эту субботу.
Коронавирус. Русская православная церковь составила инструкцию
Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.
До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.
Относительно Причащения Святых Христовых Таин
1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.
3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.
5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.
Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания
6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).
7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.
Относительно совершения таинства Елеосвящения
8. При совершении «общих соборований», то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.
Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни
9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.
10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.
11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.
12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.
13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.
14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.
15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.
Указания общего характера
16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).
17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.
18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.
19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.
20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.
21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.
22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.
[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).
Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:
- препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
- 3% перекись водорода;
- 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
- 75% этиловый спирт;
- хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).
Коронавирус и церковь: заражение кого-нибудь в храме — вопрос времени
Коронавирус ставит церкви перед выбором: начать реформу или же потерять доверие у граждан и постепенно отойти в гетто (укр.)
Перша померла в Україні від коронавірусу COVID-19, 71-річна мешканка Житомирщини, напередодні відвідувала церкву. За повідомленням настоятеля храму, окрім неї на богослужінні було 25 людей – усі вони у групі ризику. Напередодні цього випадку українські церкви закликали людей не піддаватися паніці, проте вживати заходів санітарної безпеки.
У Церкві Московського патріархату закликали протирати спиртом ікони, а в Православній церкві України та Українській греко-католицькій церкві дозволили вірянам не цілувати образи, а лишень робити поклони до них. Обидві церкви закликають користуватися одноразовим посудом для запивання причастя, проте жодна з церков не торкається найчутливішого питання – чи можна підчепити вірус через причастя? Наразі це – найголовніша суперечка у православних.
Львівський митрополит ПЦУ Димитрій (Рудюк) вважає, що одна тільки думка про можливість передачі хвороби через причастя – вже є богохульством. А от богослови отець Кирило Говорун та Ілля Бей йому заперечують – мовляв причастя, як тіло і кров Ісуса мають не тільки божественну, але й людську природу, а отже і можуть бути вразливими, як і все людське. А католицький богослов отець Петро Балог нагадує про приклади отруєння Римських Пап через причастя у середньовіччі.
Вочевидь, у церквах бояться ставити це питання, бо воно б’є по найсакральнішій темі. І річ навіть не в тім, що треба пояснювати складні богословські нюанси, а в тім, що парафіяни не зможуть їх сприйняти, бо це потребує певного обсягу філософських знань.
Однак, окрім цілування ікон та причастя, що ще варто знати при відвідуванні храму?
По-перше, якщо є можливість провести богослужіння онлайн, варто так і зробти. Це не гріх. Папа Римський так вже зробив. До того ж зараз у православних та греко-католиків триває Великий піст. Історично, у цей період монахи розходились по своїх келіях та молилися на самоті. Вони навіть прощалися один з одним, казавши «До Великодня». Саме час актуалізувати цю давню християнську традицію.
По-друге, якщо пункт перший виконати не вдалося, то варто носити з собою дезінфектор для рук, якщо він ще не встановлений у вашій церкві.
По-третє, варто зберігати дистанцію між собою та іншими вірянами – не менше одного метра.
По-четверте, можна обійтися без цілування ікон та руки священника або іншої релігійної реліквії.
По-п’яте, якщо ви плануєте участь у таїнствах, візьміть з собою одноразовий посуд. В одноразовий стакан можна попросити налити запити після причастя, а ложку використовувати для причастя. Адже користування спільною ложкою не є гігієнічним. Це нормальна практика, у Румунській Православній Церкві вже дозволили так робити.
Якщо ж пандемія набуде в Україні широкого поширення, то влада має право на тимчасове закриття храмів. Це прописано у 35 статті Конституції, а також у статті третій Закону України «Про свободу совісті та релігійні організації». Релігійна свобода може бути обмежена у зв’язку з необхідністю захисту здоров’я громадян.
Загалом же церкви та релігійні організації зараз знаходяться перед серйозним викликом.
Проводячи богослужіння, храми стають місцями масового скупчення людей, що підвищує ризик зараження коронавірусом. До того ж, церквам варто нарешті подорослішати та відмовитися від магічного уявлення про причастя. Уявлення про те, що тіло і кров Ісуса оброблять хлоркою і будь-яка бактерія миттєво знищиться – хибне. Насправді, це не так. Хоча би тому, що бактерії теж є створінням Божим і навряд чи він їх знищуватиме.
Церкви повинні зараз провести потужну просвітницьку кампанію для вірян. Спочатку самим визначитись, а потім і пояснити громадянам – навіщо ми цілуємо ікони, та що нам дає причастя. Старий підхід – «щоби не кашляв», як казала мені одна молода мати, – у часи коронавірусу вже не працює. Так само, як і мастіння обличчя олією змішаною з вином (Таїнство Соборування). Так, у давнину це було дієво – вино використовували як дезінфектор, але зараз є засоби й ефективніші.
Для церков настав час деконструкції хибної сакральності – там де її не повинно бути. Те, що сформувалось історично під впливом культури та соціальних звичок мешканців Близького Сходу перших п’яти століть нашої ери – не треба підносити до статусу божественного. Сенс християнства не у магічному сприйнятті святої води на Хрещення чи верби на Трійцю, а у євангельському ставленні до ближнього та усвідомлення власних вад.
Коронавірус ставить церкви перед вибором – або почати реформацію та відкинути зайві соціокультурні нашарування, або ж втратити довіру у громадян і поступово відійти у гетто, тому що питання зараження хворобою когось у церковному приміщенні – питання часу.
Upd
Поки писався цей текст стало відомо , що п’ятеро мешканців Радомишля звернулися до лікарів з підозрою на коронавірус. Всі вони молились у тій самій церкві, яку напередодні відвідувала померла жінка.
«В РПЦ никогда не пойдут на то, чтобы закрыть храмы»: как коронавирус влияет на церковь
17 марта глава РПЦ патриарх Кирилл утвердил новые правила проведения богослужений и совершения таинств в Москве. Теперь прихожанам нельзя целовать крест по окончании литургии, а священникам — совершать таинства без медицинских перчаток. На эти и другие меры профилактики церкви пришлось пойти в связи с угрозой распространения коронавируса. В то же время в Петербурге тысячи верующих прикладываются к мощам Иоанна Крестителя в Казанском Соборе. RTVI прочитал инструкцию РПЦ и поговорил с протоиереем Олегом Батовым и историком церкви Сергеем Бычковым, чтобы разобраться, что происходит с институтом церкви в условиях пандемии.
Всего в инструкции 22 пункта. Большинство из них касаются совершения таинств и богослужения. Так, после каждого причастника лжицу (специальную ложечку) теперь нужно обтирать спиртом, а затем окунать в воду, которую позже утилизируют. Кроме того, запивку (горячую воду, смешанную с вином) после причастия будут подавать только в одноразовой посуде — по стаканчику на каждого человека.
Губы причастников священники должны вытирать не тканным платом, а «бумажными салфетками с последующим сожжением». Для раздачи антидора (части просфоры, которую на литургии вкушают не причащавшиеся), служители церкви будут использовать одноразовые перчатки. Самим же причастникам не стоит целовать чашу со святыми дарами, крест и руку священнослужителя.
Для миропомазания теперь будут использовать ватную палочку вместо стрючицы (специальной кисти) и бумажную салфетку вместо губки. После совершения таинств и салфетку, и палочки сожгут. Купель будут дезинфицировать после каждого крещения, чуть реже — иконы, к которым прикладываются прихожане.
По таким правилам будут жить московские церкви, пока пандемия коронавируса не пойдет на спад. Объявления о карантине, как это произошло в воскресных школах, ждать не стоит — «в РПЦ никогда не пойдут на то, чтобы закрыть храмы», считает историк церкви Сергей Бычков.
«Центром всей церковной жизни является литургия, которую еще на Тайной вечере установил сам Иисус Христос. Весь наш мир живет и существует благодаря ей. И есть достаточно веское богословское мнение, что, как только прекратится совершение литургии, мир прекратит свое существование», — объясняет он.
К тому же это не первая эпидемия. За 2000 лет человечество пережило оспу, бубонную чуму, холеру, и даже в это время люди совершали литургии, причащались. По словам Бычкова, «совершать литургию дистанционно — рассылать святые дары (хлеб и вино) по почте или с курьерами — невозможно». А значит двери храмов всегда останутся открытыми.
При этом массовое поклонение мощам Иоанна Крестителя в Петербурге Бычков считает нарушением предписания Священного синода. Дело в том, что воцерковленный человек может искреннее верить, что молитва убережет его от вируса, но окружающим — коллегам и родным — его вера не поможет.
Протоирей Олег Батов, в свою очередь, считает, что не сегодня, так завтра в Петербурге начнут следовать инструкциям, ведь «если святейший патриарх призывает на богослужении не касаться креста, то, совершенно естественно, это будет подразумевать и отказ от целования мощей».
А еще протоирей не исключает возможности частичного закрытия храмов. «Когда объявят чрезвычайное положение — когда будет полный карантин, закроется метро и людям будет предписано сидеть по домам, — тогда, конечно, большинство не сможет приходить на богослужения», — уверен Батов.
Прецедентом являются православные церкви в тех странах, где общенациональный карантин уже ввели. Там священнослужители организовали предварительную запись на службы. «Надо было заранее звонить, говорить, что ты хочешь прийти. Выдавали порядковый номер, и того, кто позвонил 51, уже отправляли на следующую службу», — говорит Батов.
«Очень жаль отказываться от привычного образа жизни, от привычных, тысячелетиями складывавшихся традиций богопочетания. Но это неизбежно. Традиции меняются со временем, и сейчас важно понять: от чего можно отказаться, а от чего нельзя», — объясняет священнослужитель. По его мнению, интернет-трансляции богослужений — не выход. «Сейчас прихожане должны научиться сами совершать богослужение дома мирянским чином, как это делают старообрядцы. А священники должны чаще приезжать к прихожанам на дом с причастием», — рассуждает Батов.
Дезинфекция икон и закрытие святынь. Как религия реагирует на коронавирус
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Ватикан отменил пасхальные службы, а российские православные продолжают целовать иконы. Мусульмане начнут дезинфицировать ковры, а иудеи — соблюдать дистанцию. Русская служба Би-би-си разобралась, как разные мировые религии реагируют на вспышку коронавируса.
Дезинфекция икон и Валаам на карантине
В связи с распространением коронавируса патриарх Кирилл издал инструкцию для духовенства с беспрецедентными для новейшей истории Русской православной церкви мерами профилактики, сообщает во вторник Интерфакс.
Теперь после каждого причастника ложечку будут обтирать «пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки)» и затем окунать ее в воду с последующей утилизацией воды», сказано в документе. Как пояснил Интерфаксу глава синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Владимир Легойда, такая практика была в дореволюционной России в период эпидемий.
Последующую «запивку» причастникам будут давать только в одноразовой посуде. После причастия «для утирания уст» будут использоваться не платы, а бумажные салфетки «с последующим сожжением». Для раздачи антидора (частей просфоры, раздаваемых прихожанам в конце литургии) будут использоваться одноразовые перчатки. Для миропомазания будут использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением, пишет Интерфакс.
Несмотря на эпидемию коронавируса, православные Петербурга прикладывались к мощам Иоанна Крестителя из Иерусалима. По наблюдениям издания «Фонтанка», волонтеры протирают стекло ковчега с мощами тряпочкой, но не успевают это делать после каждого приложившегося.
Протоирей Казанского собора Александр Пашков, куда привезли мощи, заявил «Московскому комсомольцу», что прикладываться к иконам безопасно. По его словам, в храме инфекция распространяться не может, так как бог всех исцеляет.
Вместе с тем Синод Русской православной церкви заявил, что легкомысленно относиться к коронавирусу недопустимо. Синод советует приходам дезинфицировать киоты икон, к которым прикладываются верующие, и использовать одноразовые стаканчики для запивки после причастия. При этом само причастие будет все равно проводиться из одной ложки.
В РПЦ ранее призывали больных людей не приходить в храмы, чтобы не заражать других. Однако сами храмы закрываться не будут, говорил глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. Он советовал воздержаться от походов на массовые мероприятия за исключением богослужений.
«Как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса — это тот вопрос, на который церковь будет отвечать в каждом конкретном случае, в зависимости от распространения вируса, и, конечно, прислушиваясь к городским властям, и прислушиваясь к профессиональным медицинским работникам», — говорил он.
Несмотря на то, что РПЦ не планирует закрывать храмы, на карантин ушел Валаамский монастырь.
Ватикан без верующих и Благодатный огонь под угрозой
Православные и католики в других странах столкнулись с гораздо большим количеством ограничений.
В Молдове, которая прекратила авиасообщение с Европой, решено на две недели прекратить все религиозные мероприятия. В Латвии, где действует режим ЧС, также отменили все мероприятия численностью более 50 человек, включая богослужения и мессы. Храмы Армянской апостольской церкви (в Армении введено чрезвычайное положение) будут проводить литургии, но на закрытыми дверьми, то есть без прихожан.
Кипрская православная церковь призвала верующих не приходить в храмы до 10 апреля. Глава церкви архиепископ Христозом заявил, что верующие не должны чувствовать вины из-за того, что не приходят на службы.
В Израиле меры по предотвращению коронавируса могут поставить под угрозу схождение Благодатного огня, сообщало 10 марта РИА Новости со ссылкой на источник в церковных кругах. Сейчас в Израиле до 23 марта действует запрет на мероприятия численностью более пяти тысяч человек.
В Италии, где карантин захватил всю страну и от вируса погибли больше тысячи человек, воскресные службы прошли без прихожан и транслировались в прямом эфире. Все храмы в Риме закрылись до 3 апреля.
Ватикан также объявил об отмене торжественных мероприятий мероприятий с участием папы Римского во время Страстной недели и католической Пасхи 12 апреля. Мессы покажут по телевидению и в интернете. В самом Ватикане также зарегистрировали один случай заболевания.
Пустая Кааба и дезинфекция ковров
Власти Саудовской Аравии 5 марта из-за коронавируса закрыли главную мусульманскую святыню — Запретную мечеть в Мекке, где находится Кааба. Позже мечеть открыли, но саму Каабу обнесли стеной. Кроме того, Саудовская Аравия запретила и своим гражданам, и иностранцам паломничества в Мекку и Медину. Всего в стране выявили 11 случаев заболевания.
В Германии призвали мусульман отказаться от пятничной молитвы в мечетях до конца марта, а в Марокко и Таджикистане закрыли все мечети страны. Временно были отменены богослужениях во всех церквях и мечетях Иордании.
В Кувейте также не только закрыли мечети, но и внесли поправки в азан (призыв к молитве), Теперь верующих призывают «молиться дома», а не «приходить на молитву».
В России Духовное управление мусульман (ДУМ) рекомендовало сократить пятничные молитвы до 10-15 минут вместо часа. В Московской соборной мечети после каждого намаза будут обрабатывать ковры для молитвы, а ручки и перила в здании — протирать антисептиком каждый час.
Не целовать мезузу и держать дистанцию
Многие синагоги закрыли. Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода призвал верующих держать дистанцию с другими людьми, не пить из одного бокала и не целовать мезузу (свиток с молитвой у входа в помещение).
Он также призвал не расстраиваться, если кому-то придется отмечать Песах (8-16 апреля) на карантине. «Провести праздник в кругу семьи достаточно, чтобы выполнить заповедь», — сказал Борода.
В Израиле верующим запретили целовать Стену Плача в Иерусалиме — главную иудейскую святыню. К самой Стене верующих пускают, но также просят держать дистанцию.
Несмотря на то, что власти Израиля распорядились закрыть школы и учебные заведения, ортодоксальные еврейские общины не берут во внимание эти запреты. В воскресенье премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху специально встретился с консервативными духовными лидерами, чтобы убедить их закрыть иешивы (иудейские институты). Была ли достигнута договоренность, не ясно.