Ученый опроверг утверждения о том, что теплая погода убивает коронавирус

Наступление весны и потепление не помешает распространению коронавируса. Так начальник лаборатории анализа и прогнозирования общественного здоровья Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич прокомментировал ряд утверждений о том, что якобы коронавирус боится тепла.

Доктор медицинских наук Борис Ревич назвал в беседе с РИА «Новости» «полной фантазией» предположения о том, что при более высокой температуре коронавирус начнет уходить. Эксперт в защиту своей версии напомнил о ситуации в китайском городе Ухань, где в момент начала распространения инфекции стояла относительно теплая погода.

«Вирус пришел из Уханя, где довольно комфортная температура была в то время, поэтому вряд ли вирус может напугать повышение температуры окружающей среды», — отметил эксперт.

По его словам, медики пока не имеют единого мнения о том, что может остановить китайский вирус.

Общее число зараженных коронавирусом в мире достигло 153517 человек, общее число жертв пандемии — 5375 человек.

Без паники, друзья: теплые места в Грузии – вовсе не для коронавируса!

В последние дни грузинская пресса то и дело ссылается на обнадеживающий сценарий – дескать, коронавирус боится тепла и к лету испустит дух, но политики, судя по публикациям, теплых мест не только не боятся, но и готовы ради них переиграть целый спектакль

Теории заговора в Европе считают плохим тоном. Чего не скажешь о нас. «Асавал-Дасавали» (09-15.03.) бойким пером Лали Морошкиной анонсируют шпионскую версию в духе Скрипалей. Мол, стоит Китаю и Ирану преклонить колени перед Америкой, как сразу же появится вакцина от коронавируса. Правда, Китай, в отличие от американцев, почти полностью с ним расправился, так на колени и не встав («Резонанси», 11.03.).

С другой стороны, в Европе не считается зазорным чего-то бояться. Итальянцы весело, но обреченно поют в общенациональном карантине, швейцарцы и испанцы паникуют. Чего о нас тоже не скажешь. Более того, острые на язычок журналисты ровняют с коронавирусом то власть, то оппозицию, полагая, что на таком «инфекционном фоне» нам все нипочем!

Вирус смещает акценты

На атмосферу в стране длительное время влиял непримиримый конфликт между некоторыми политическими лидерами. Бойкот заседаний парламента, «черные списки», мистические перформансы, выливавшиеся порой в открытое противостояние… И вот долгожданное соглашение между правящей партией и объединенной оппозицией. Казалось бы, оно станет благодатной темой для публикаций, однако, печатные издания, словно по команде, тут же утратили к ней интерес.

Не исключено, газеты не восприняли договоренность всерьез, решив, что механизм выборов служил лишь формальным поводом для споров, а разногласия гораздо глубже. Сразу же после формального примирения (09.03.) «Резонанси» и «Ахали таоба» дали понять – согласие достигнуто исключительно путем плотного давления западных посредников. Цитируя текст соглашения, «Ахали таоба» даже не скрывает, что позаимствовала его из материалов посольства США.

Все оказалось ожидаемо: соотношение депутатов по партийным спискам и мажоритариев – 120/30; избирательный порог – 1%, минимальный барьер для формирования правительства – 40% голосов. Впрочем, по мнению большинства экспертов, в данном случае имеет значение не столько содержание, сколько сам факт («Резонанси», 09.03.). Насколько ожидаем был он?

Газета, в целом, уходит от ответа, почти полностью отведя последующие номера коронавирусу. Здесь и рекомендации, как снизить риск инфицирования, и ограничения, перед которыми оказалось грузинское общество – все, вплоть до оптимистических предсказаний астролога Давида Бутикашвили, и «испанки», унесшей когда-то за полгода 25 миллионов жизней.

Что ждет нас в этот раз? «Если бы в Грузии было 1000 инфицированных…» — дает заголовок «Резонанси», представив 3 возможных сценария эпидемии (13.03.). Общее у них одно – всем тут уж не до выборов! «Затаить в подобной обстановке обиду на государство – это вне рамок всякой человечности», — предостерегает «Квирис палитра» (09-15.03.).

Даже экс-президент Михаил Саакашвили предпочел на этот раз непривычную лексику партийно-хозяйственного руководителя: «Правительство должно немедленно решить проблемы здравоохранения…». Не сумев, понятно, сдержать и личных амбиций. Фразы говорят сами за себя: «достаточно развитая госпитальная инфраструктура, которую я оставил», «лаборатория Ричарда Лугара, которую построил мой друг» («Ахали таоба», 14-15.03.).

На новый виток конфликта избирателям наплевать

120/30 – ни что иное, как трюк, позволивший обойти уже утвержденный парламентом закон, чтобы угодить западным посредникам, считает «Грузия и мир» (11-17.03.). Какой толк избирать одного мажоритария сразу от 10 муниципалитетов?! – возмущается газета. Это грубо завуалированная пропорциональная система.

Однако победу на выборах приносит не система. И оппозиция с ее стоящими у всех поперек горла лицами («Хроника+», 10-16.03.), похоже, прекрасно это осознает. Добившись уступок, она усилила напор и грозится соглашение сорвать. «Если не будут освобождены все политзаключенные, оппозиция не даст голос за изменение закона», — предупреждает Георгий Вашадзе («Ахали таоба», 14-15.03.). А Роман Гоциридзе, годы напролет предрекавший скорый конец «Грузинской мечты», перешел на ультимативный тон, потребовав помиловать Гиги Угулава (12.03.).

Президент Саломе Зурабишвили дала понять, что будет решать этот вопрос без участия посторонних, заметив, – в стране нет людей, для которых существуют персональные регуляции. Политолог Торнике Шарашенидзе сомневается, что «Мечта» пойдет на такой шаг (11.03.). Тем не менее, лидеры оппозиции твердо уверены, что добьются своего. Политолог Сандро Твалчрелидзе подозревает, что соглашение не устраивает влиятельные оппозиционные круги в лице «Нацдвижения» («Квирис палитра»).

Впрочем, параллельно бытует мнение, что в резиденции посла США грузинское руководство подписало капитуляцию и для нацев эта договоренность – спасение («Асавал-Дасавали»). Если следовать за пиар-логикой оппозиционных партий, «Мечта» выборы заведомо проиграла. Однако согласно социологическим исследованиям и практическим результатам, поражение пока терпят именно они («Резонанси», 12.03.).

Эксперт Рамаз Сакварелидзе придерживается мнения, что пропорциональная система вообще не лучшее решение для Грузии, где не сформирован партийный спектр («Сакартвелос Республика», 14-15.03.). Тем не менее, оппозиционер Николоз Вашакидзе считает, что коалиционное руководство страной возможно («Хроника+», 10-16.03.). Власть же, судя по всему, переживает меньше других – срыв соглашения по вине оппозиции ей только на руку.

А избиратели? Я контактирую со всеми социальными слоями, — пишет в «Ахали таоба» (13.03.) эксперт Петре Мамрадзе, — и не встречал человека, верящего, что правящую команду или оппозицию волнует судьба людей – борьба ведется исключительно за личное благополучие.

Враг, опасней вируса

«Мир скатывается в общеэкономический кризис, и это, в конце концов, погубит больше людей, чем вирус», — предупреждает экономист Бесо Намчавадзе («Ахали таоба», 14-15.03.). Закрываются границы государств, колоссальный ущерб терпят туризм, авиационный транспорт.

В Грузии показатель экономического роста обещает упасть до 2,5% («Резонанси», 10.03.). Как и во многих странах, учебные заведения, предприятия, органы государственного управления, министерства, ведомства переключаются на режим дистанционной работы. Тем не менее, есть нехарактерные тенденции, вызывающие вопросы у специалистов.

Информацию о том, что стоимость 1 доллара на валютном рынке Грузии перевалила за 3 лари, «Ахали таоба» (13.03.) опубликовала в общей подборке с коронавирусом. Однако опытные финансисты не спешат увязывать подобное обесценивание укрепившейся было местной валюты с эпидемией. Эксперт Лия Элиава думает, что это результат спекулятивных процессов, тем более, подобная тенденция не прослеживается ни в одном из соседних государств. («Резонанси», 11.03.).

«Ахали таоба» публикует обращение Давида Чичинадзе к премьер-министру Георгию Гахария, где депутат подчеркивает, что падение курса лари вызывает не меньшую панику, чем коронавирус. Впрочем, многих сейчас больше заботит психологическое состояние общества. И некоторые меры, в том числе, экономического характера, могут служить примером солидарности, взаимопомощи и достойного поведения.

Так банки приняли решение отсрочить на 3 месяца платежи по ссудам, малым и средним гостиницам отсрочена выплата подоходного налога и налога на имущество и т. д. Но больше всех трогает инициатива жителя Батуми Нодара Цинцадзе. Он готов предоставит свой дом тем, кто в силу обстоятельств должен находиться в карантине («Сакартвелос Республика», 14-15.03.).

И обещает, создать в нем теплую семейную обстановку.

Весеннее тепло в Москве может помочь в борьбе с коронавирусом

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Весеннее тепло в Москве может помочь в борьбе с коронавирусом, сообщил журналистам замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов.

По его словам, исследование института Роберта Коха показало, что вирус боится теплоты. В связи с этим, когда наступит весна, должно быть объективное снижение опасности.

«В Москве скоро будет 10 градусов тепла, температурный режим, согласно нашему Гидрометцентру, на 10 градусов выше нормы», – напомнил Белов, которого цитирует Агентство «Москва».

В свою очередь, доцент «Сколтеха» Георгий Базыкин считает, что пока нельзя прогнозировать снижение активности вируса, но он обратил внимание на то, что приход весны будет означать, что эпидемия коронавируса не будет проходить одновременно с эпидемией гриппа.

1,7 тысячи человек заразились коронавирусом по всему миру за последние сутки. Кроме того, 2912 человек стали жертвами заболевания в материковом Китае. В остальном мире от коронавируса скончались 129 человек.

Таким образом, общая численность зараженных по всему миру превысила 88 тысяч человек. Коронавирус продолжает стремительно распространяться по миру. 1 марта первый инфицированный появился в Армении. Кроме того, заболевание COVID-19 зафиксировали и в Люксембурге. Первый зараженный появился и в Мексике.

Наиболее сложная эпидемиологическая обстановка наблюдается в Китае, Италии, Южной Корее и Иране. С последними двумя странами Россия ограничила авиасообщение. Кроме того, гражданам Ирана временно прекратили выдавать визы для посещения России. Также столичные медики усилили контроль за пассажирами, прилетающими из Ирана и Южной Кореи.

Заражение коронавирусом зафиксировали и в России. Ранее Минздрав рассказал о мерах, необходимых для профилактики от заражения. В ведомстве порекомендовали чаще мыть руки с мылом и не контактировать с людьми с признаками простуды.

В свою очередь, Роспотребнадзор призвал воздержаться от поездок за рубеж в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире. В Москве школьникам регулярно измеряют температуру.

Впервые случаи заражения коронавирусом зафиксировали в конце декабря 2019 года в китайском городе Ухань. Согласно последним данным, выздороветь после заражения смогли более 44,4 тысячи человек.

Серьезно про коронавирус

Решил написать серьезно про коронавирус. На основе статей The Sunday TImes, блога MarginalRevolution и поста блогера Леонида Волкова

Сначала о самом важном

1. Есть ли иммунитет к коронавирусу?

Несмотря на много разных мнений и статей экспертов, большинство склоняются к тому, что есть. Первоначальные подозрения (в Китае), что люди заражаются второй раз, сейчас считают дефектами тестов, которые вначале были неточными. Дополнительный и важный аргумент, если карантин работает, то иммунитет (может быть не 100%, но значительный) к этому вирусу точно есть.

2. Передают ли вирус зараженные люди, но у которых нет симптомов?

Мы все уже знаем, что дети и молодежь очень хорошо переносят заболевание. Многие из них носят вирус в себе, но этого не ощущают. Если бы они массово при этом заражали окружающих, карантин вряд ли бы работал. Когда немного кашляющие остаются дома, а сильно кашляющие едут в больницу, распространение вируса останавливается. Яркий пример — провинция Лоди — одно из двух мест, где началась итальянская эпидемия. Там уже все хорошо. Плохо — в других регионах Италии, где карантин был введен ОЧЕНЬ поздно.

3. Каждый больной заражает от двух до двух с половиной человек — это называется коэффициент R0 и приводит к экспоненциальному росту.

Как только удается сделать R0 меньше единицы, все становится управляемо и не страшно.

4. Все уже поняли, что без смертей в больших странах не удастся обойтись.

Важно, чтобы было около 1% от заразившихся (Корея, Япония, Скандинавия) вместо 5-7% (Китай, Италия и, похоже, сейчас Испания). Это, как все понимают, очень большая разница!

5. (С этим не все согласны. ) Часть экспертов считает, чтобы вы не делали в конкретной стране, все равно 70-80% населения заразятся этим вирусом (не зря же ВОЗ назвала это все пандемией!). И те, кто согласен с этим пунктом, утверждают (вполне логично!) — надо сделать так, чтобы они все не заразились в одно время!

Пять путей борьбы

Теперь поговорим о пяти разных путях борьбы с пандемией в разных странах. Очень важно, что каждая из этих стран свою политику продумывала и анализировала разные последствия.

1. Всех под замок и сразу — китайский путь.

В провинции Хубэй посадили фактически под замок примерно 60 млн человек. Вначале много заболело и много умерло, но сейчас Китай уже четвертый в мире по случаям заражения и скоро уйдет из первой пятерки.

Очень сложно понять, как закончить этот самый жесткий метод, когда разрешать людям выходить? Что после этого будет? Надо принимать тяжелое решение. Но в Китае нет проблем держать десятки миллионов под замком долгое время. Там все знают, что будет, если не подчиниться власти. И страна очень богатая, может их без проблем кормить.

2. Карантин+ограничение трафика — это европейский путь.

Закрывается все, кроме аптек и еды. Офисы на удаленку, школы закрыты. Но ОЧЕНЬ ВАЖНО — промышленность работает — все боятся экономического краха страны. Сразу резко падает R0 — ниже единицы.

Но есть два вопроса:

а) страны все демократические и народ привык к свободе — как долго вы все население сможете держать в их маленьких квартирках?

б) поскольку заводы в основном работают, удастся ли там остановить эпидемию? Короче: вначале все резко хорошо (если не тупить, как в Италии), но как будет дальше, пока непонятно.

Вот цитата: ”Сравнивая сравнимое, мы видим, например, что среди трех прибалтийских стран Литва ввела самые жесткие меры — первой объявила карантин, первой закрыла границы, Латвия на втором месте, Эстония на третьем. Ситуация с инфекцией обратная: в Эстонии по состоянию на сегодняшний день 135 случаев, в Латвии — 30, в Литве — 12 (все завозные; community spread еще не начался).»

3. Отслеживание контактов: Южная Корея, Сингапур, Израиль, Гонконг, Тайвань.

Требует огромных усилий всех органов государства, большого доверия к властям. Также надо верить, что бессимптомной передачи не происходит. Тогда можно тестировать только найденные контакты. В этих странах вроде бы справились с эпидемией хорошо.

Надо понимать, что в Европе (и не только) не так много стран, где доверяют правительству так сильно, как, например, в Сингапуре или Южной Корее. Или где население живет под постоянной угрозой и готово быстро мобилизоваться, как та же Корея, Тайвань и Израиль.

4. Британия — яркое и пока единственное исключение.

Важно помнить, что в этой стране сильнейшая научная школа именно в инфекционных заболеваниях — это была империя с бессчетными колониями в экзотических локациях, и там возникало очень много болезней смертельных для белого человека. С ними надо было учиться бороться — научились и передают эти знания до сих пор.

Есть много факультетов в университетах, где этому учат. Их теория: давайте изолируем людей старше 60-ти лет (у которых большая смертность), а остальные, включая детей, пусть переболеют быстрее и в легкой форме. Тогда у всей страны возникнет “национальный иммунитет”. Пока R0>2 — более 50% населения заразится очень быстро и так же быстро выздоровеет. Умрет такой же процент, как при обычном гриппе (это если удастся хорошо изолировать пенсионеров, что не факт!).

А потом, когда возникнет этот иммунитет, R0 упадет ниже единицы и все будет хорошо. Пенсионеров тогда можно выпускать, поскольку у системы здравоохранения хватит мощностей их вылечить.

Премьер страны всегда выступают вместе с двумя крутыми экспертами (я читал их биографии, им можно доверять) и они очень логичны. Если такое получится, будет Нобелевская премия и место в учебниках истории человечества.

5. Метания в разные стороны: США и Россия пока что яркие примеры.

В США — потому что very stable genius (Дональд Трамп. – Ред.) очень хочет выиграть выборы, а вирус мешает.

В России — потому что 22 апреля назначен референдум про обнулении другого гения (Владимира Путина. – Ред.), и, если ввести карантин и будет паника, придется отменять. Лучше всем рассказывать, что все хорошо, пусть они проголосуют, а потом включат ограничения.

Украина (про нее никто не пишет) — явно такая же ситуация — метания в разные стороны. Учитывая недоверие к власти и ее слабость, даже непонятно, какой путь выбрать.

Остались за скобками Иран — там непонятно вообще, что происходит, но, похоже, умирают тысячи людей и всеобщая паника. Но это неточно.

Непонятно пока почему так тихо в Индии и Африке — там огромные продуктовые рынки, нет гигиены и почти нет медицины. Но зато есть демократия и скрывать трудно. Что там — фиг его знает!

Ну и я не коснулся многих конспиративных теорий.

Мне лично нравятся две:

1. Китай все это сделал специально, чтобы самым первым выйти из пандемии, используя свою авторитарную систему власти. И потом, разогнав свою промышленность пуще прежнего, увеличить радикально долю в мировой экономике. Пока все остальные болеют и страдают.
2. Разгоняется сейчас очень сильно китайскими, типа официальными лицами, но не самыми главными: заразу занесли в город Ухань американцы специально, когда там прошлой осенью была американская военная делегация (на самом деле была). Цель, конечно же, ослабить великий Китай.

Дар коронавируса: верующие не боятся заразиться в церкви

Россияне морально готовятся к пришествию нового коронавируса. Во многих странах Европы и Азии попытки сдержать распространение инфекции полностью перевернули привычный жизненный уклад: закрыты школы и университеты, отменены мероприятия, опустели бары и рестораны.

Новые меры предосторожности вводятся и для верующих. В Риме до 3 апреля закрылись все католические храмы и отменены воскресные богослужения – мера для Италии беспрецедентная. Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма посоветовал иудеям отказаться от рукопожатий и целования ритуальных объектов. ​Впервые в истории опустела площадь в Мекке, где расположена главная святыня ислама – Кааба.​ Рамзан Кадыров призвал чеченских мусульман соблюдать гигиену и не собираться толпами:

В первую очередь хочу призвать воздерживаться от участия в ничем не оправданных массовых мероприятиях, не посещать самим и не водить детей в места скопления людей, категорически отказаться от зарубежных поездок.

Нашему народу характерно соблюдение санитарных норм и порядка. Уверен, что и в этот непростой период времени будем об этом помнить.
Мусульманам предписано в день пять раз молиться, строго следить за своим здоровьем, особенно трепетно относиться к вопросам соблюдения норм гигиены, чистоты, порядка.

Заверяю, что руководством республики принимаются исчерпывающие меры контроля за ситуацией. Случаев заболевания коронавирусом в ЧР не установлено. Храни вас Всевышний Аллах!

Российским верующим Священный Синод тоже рекомендовал «неукоснительно соблюдать гигиенические меры», но ​в то же время массовые мероприятия РПЦ проводит как ни в чем не бывало, отмечают в Сети: в Казанском соборе Санкт-Петербурга до 17 марта выставлена для поклонения частица мощей Иоанна Предтечи.

Священный Синод считает важным последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие, использование одноразовых стаканчиков для запивки (c) официальный сайт Московского патриархата

И одновременно привозят в Казанский собор мощи Иоанна Крестителя

В репортаже газеты «Фонтанка» не обошлось без колоритных деталей:

Сотни верующих в условиях пандемии выстроились к частице мощей пророка Иоанна Предтечи, которую привезли в Казанский собор Петербурга из Иерусалима. Следы поцелуев с сосуда тряпочкой стирает волонтер, но за всеми она не поспевает.

Верующие в Петербурге не боятся коронавируса

No media source currently available

Дьякон Андрей Кураев уверен, что последствия этих «гастролей» не заставят себя ждать:

. Епархия проводит гастроли анатомического театра с Иерусалима: привезли «Частицу мощей Иоанна Предтечи». (Зачем? Со времен имп[ератора] Павла в городе наверняка и так есть мощи Предтечи). В то время, как весь мир отказывается от необязательных собраний, С[анкт-]п[етер]б[ургская] епархия выстраивает очередь.

А ведь Петербург — любимый город китайских туристов. Так что зараза там наверняка есть. Вот и остается ждать периода ее созревания.

Бьет она как раз по церковному контингенту — пожилым людям.

Так что если кто заразился именно сегодня — ясно станет в начале апреля. Но митрополит ни за что не ответит.

Очередь к привозной святыне протянется в ближайшее время и в столице: 14 марта в Москву привезут мироточивую икону Богородицы. Между тем отдельные группы верующих проявляют похвальную осторожность: в Липецке отказались от идеи проводить крестный ход после того, как в области обнаружили троих зараженных.

В Липецке отменили крестный ход против коронавируса из-за коронавируса — коротко все про нашу жизнь.

Украинские православные между тем подобный крестный ход успешно провели.

«В Виннице прошел крестный ход против коронавируса»
21 век. Заканчивается его первая четверть.
Я просто не нахожу слов.
Я понимаю, что этот крестный ход никому не повредит, если, конечно, вся эта толпа не бросится целовать оклад какой-нибудь целительной иконы. Но хочется дать совет.
Руки мойте чаще. Не идите в общественные места, если чувствуете себя больным и температурите. Прикрывайтесь, когда чихаете.
От поражения альвеол молитва не спасает, но, если судить по толпе, то об этом мало кто догадывается. Если среди этих людей было несколько зараженных, то можете представить себе количество инфицированных во время этой милой протестной прогулки.
Я понимаю, что среди ходоков мало приверженцев теории Дарвина, но естественный отбор никто не отменял.

Крестные ходы помогают, уверен автор телеграм-канала Сыны Монархии:

Интересно, что единственная страна, где нет ни одного заболевшего коронавирусом – Черногория.
Именно сейчас в Черногории уже несколько месяцев идут массовые многотысячные крёстные ходы и молебны из-за конфликта прозападного либерального правительства и Сербской Православной Церкви.
Совпадение?) не думаю!

Закрытие церквей критикуется некоторыми священниками как вероотступничество.

Дьякон Свято-Архангело-Михайловского собора в Нью-Джерси Андрей Логвиненко:

Церковь не может жить без богослужений, без совершения Таинств, без Причастия. И вот в связи с эпидемией это все запрещают. Да, пока на несколько недель. Но где гарантия, что запрет не продлят? И должна ли Церковь повиноваться такому запрету? Ведь запрет на богослужение – это удар в самое сердце Церкви.

Это похлеще чем ПЦУ, угрозы переименования и даже конфискации храмов. В конце концов, Церковь жила и без Лавр, и без храмов. Отберут – будем как в апостольские времена «…преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца…» (Деян. 2, 46) то есть совершая Таинство Евхаристии, это ведь в связи с ПЦУ не запрещают. А в связи с коронавирусом – запрещают. Вот в Словакии Церковь уже заявила, что не подчинится и государственные власти сейчас раздумывают как Ее теперь наказать.

Но самые ожесточенные споры развернулись по поводу причастия. Многие священники, как выясняется, убеждены, что церемония массового вкушения святых даров с одной ложки не может привести к передаче инфекции от одного человека к другому. В частности, об этом официально заявил митрополит православной церкви Чехии и Словакии.

Коронавирусом нельзя заразиться через святое причастие, — считает митрополит чешских земель Растислав.

Официальное заявление митрополита Чешских земель и Словакии Растислава в связи с эпидемией коронавируса.

В связи с эпидемией, вызванной новым коронавирусом (инфекция Covid-19), и в ответ на требования государственных органов принять меры по предотвращению распространения вируса (предложение ограничить богослужения и изменить способ принятия причастия верующими) считаем правильным всем тем, кто опасается, что могли бы во время богослужений заразиться при целовании святых икон и принятии причастия из одной чаши, напомнить следующее: святое причастие никогда не было и никогда не будет причиной болезней или смерти, а наоборот является постоянным источником новой жизни во Христе, прощения грехов и исцеления души и тела.

Способ принятия святого причастия духовенством и верующими из одной чаши не будет меняться во время возможной пандемии, священники соответствующим образом объяснят верующим, что такой способ принятия святого причастия никогда не представлял и никогда не будет представлять никому никакой опасности.

Верующие, которые опасаются причащаться из одной чаши одной и той же ложечкой, должны попросить своих духовных отцов совета, как укрепить свою веру и продолжить свой рост в церковном сообществе.

Это же касается целования святых икон. Православные верующие имеют твердую и живую веру, что они находятся под защитной молитвы и благословения святых, изображенных на иконах, и не опасаются заболеть.

Позицию чешско-словацкого митрополита поддерживают и многие священники как в России, так и в Украине.

По поводу возможности заразиться через Причастие. Скажу очень просто, как дьякон, нас (дьконов) просто не было бы. Давно вымерли бы как мамонты.
За каждой литургией причащаются больные чем угодно люди. После каждого лжица погружается в Чашу. А оставшиеся Дары потребляет (съедает) дьякон.
У меня всё.

Я тут подсчитал некоторые данные, в связи с «рекомендациями» из-за эпидемии коронавируса в ряде стран не служить Литургию и причащать людей. Так вот:

Я уже более 20 лет (22 года) предстою у Престола Божия как священник и регулярно потребляю Святые Дары после причащения мирян. Т.е. каждое воскресенье и каждый день на служащей седмице, а так же в праздничные дни! Замечу, что я служу в одном храме все это время, а прихожан у нас более 300 человек, т.е. тех, кто причащаются регулярно на двух воскресных Литургиях.
Для удобства подсчета, я буду округлять и возьму 20 лет.
И так.
1.Берем 52 нед.в году(это значит 52 воскресенья, когда я служил каждое воскресенье раннюю Литургию) умножаем на 20 лет получаем 1040 раз
2.Берем эти же 52 нед.в году делим на 4 (я каждую четвертую неделю заступал на служащию) = 13 раз в год, умножаем на 6 дней недели(т.к. воскресенье мы уже подсчитали), получаем 78 дней и умножаем на 20 лет получаем 1560 раз.
Итого:
За 20 лет я потреблял Чашу 2600 раз.
Как известно, в храм приходят совершенно разные люди со многими заболеваниями. В среднем два раза в год в Запорожье случаются эпидемии гриппа и ОРЗ в целом. Ни разу после потребления Святых Даров я не заболел!
Я болел если или перемерз, или сидел на сквозняке, или включал кондиционер.
Святые Дары — духовный огонь, опаляющий не только грехи человеческие, поверьте мне наслово!

#коронавирус

Епископ Православной церкви Украины, митрополит Димитрий (Рудюк) из Львова: «Коронавирусом во время причастия, когда верующие пьют вино из одной ложки, заразиться нельзя. Отказ от облизывания ложки — богохульство». В фейсбуке этому болвану аплодируют: «Чітка та глибоко аналізуюча позиція Архипастиря. Дякую Владико!»

А мы тут недавно ужасались на иранцев, которые там у себя в мечети ворота лижут. Дикарями называли.

Настоятель Данилова монастыря в Москве Петр Мещеринов уверен, что изменить сложившийся порядок причастия невозможно:

Не очень я понимаю невероятного объёма и напряжения баталии про заражение через причащение. У нас что, коронавирус уже свирепствует?

Если вставлять свои пять копеек: сейчас церковный чин устроен так, что раздельное причащение каждого человека невозможно. Опыт (мой) свидетельствует о том, что через Чашу священники и диакона (во всяком случае) ничем не заражаются (во время эпидемий гриппа и проч.). История с отдельными лжицами на большом приходе мне представляется технически невозможной (на маленьких приходах, в больничных храмах это осуществимо).

Какой тут может быть выход? Или причащаться, или не причащаться, только и всего. Сейчас все совершенно свободны, и каждый в свою меру веры выбирает для себя образ действия. А сеять панику — последнее дело.

Эту позицию критикует библеист Андрей Десницкий:

Защитники тезиса «через причастие нельзя ничем заразиться» являют миру удивительное сочетание упрямства и магического мышления.

— Вот у нас дьякон потреблял дары после туберкулезников и не заразился — Ну да, опасность заражения не значит, что заражается каждый и всегда, но что миновало молодого здорового дьякона, легко может не миновать ослабленного пожилого человека или ребенка.

— Дары есть плоть и кровь Господни, как же они могут передавать заразу — Чистая схоластика, ведь во всех остальных отношениях они не теряют свойств вина и хлеба, почему должны потерять его в этом?

— Приведите примеры, чтобы кто-то заразился — Так медицинская статистика вещь конкретная и требовательная, у нас ее просто в этом отношении нет, значит, ничего не можем утверждать, нужны эксперименты и притом массовые, вы же сами на них первые не пойдете.

— В правилах святых отец. — В них вообще ничего нет о вирусах, бактериях, иммунитете и прочем, давайте тогда отменим всю современную медицину аки языческое мудрование.

— А ты просто веруй и не рассуждай! — Ага, приехали.

Ну то есть «мы так привыкли и потому все и всегда должны делать и думать как мы». Ну прямо как у Терешковой: нечего тут мудрить, давайте как при Брежневе жить, я так привыкла.
Я не утверждаю, что заразиться можно. Я утверждаю, что гипотеза «зараза может передаваться через причастие» выглядит вполне разумно и пока не опровергнута. И я утверждаю, что цена ее неразумного отвержения может быть очень высока — это человеческие жизни.
Так вот, если расстаться с «синдромом вахтера» и задуматься о том, как обезопасить людей от возможной опасности, можно найти разные варианты. Самый простой, который практиковался в древности и который остается у католиков — священник окунает частицу Тела в Кровь и вкладывает ее в уста верующего, может быть даже — некими особыми щипчиками. Чашу не целовать, платом губы не вытирать, а подставлять его на случай, если кто-то обронит частицу.
Нарушает каноны, вредит благочестию? Не вижу, как.
Ну и прочее многое можно пересмотреть: не обязательно всё целовать всем подряд, приветствовать святыни можно разными способами, или даже обозначать поцелуй.

Вопрос в одном: человек для субботы или суббота для человека. Мне сдается, Учитель на него уже ответил. Не помните, как?

Для многих верующих идея, что Святые Дары могут стать причиной заражения, действительно близка к святотатству.

Бред. Через Лжицу нельзя заразиться. Иначе какая же это вера в Причастие? А от совместной молитвы с больными — вполне можно заразиться.

Тут еще очень важный момент десакрализации. То что не может защитить меня от вируса (а напротив может служить переносчиком) может ли защитить меня от сатаны? Является ли сакральным то, что полностью вписывается в физику этого мира? Для многих ответ на этот вопрос сильно подвязан на веру в сакральное и в Бога как таковую

Допускаю, что как-то неправильно понимала ситуацию ранее, но я жила с мыслью, что через причастие невозможно заразиться чем бы то ни было. Я слышала это всегда от всех батюшек, на самых разных приходах. Теперь в голове некий каламбур. Ведь если Дары- самое святое, что может быть, могут передавать вирусы и болезни, то это как-то ставит под сомнение святость самого Причастия и, соответственно, его необходимость.

Я думаю, человек который причащается не должен боятся умереть , а сама смерть ему должна казаться меньшим злом, чем боязнь заразиться через такое Таинство

Аргументов за причащение с одной ложки у верующих находится множество, и, как правило, образцово антинаучных. Одни считают церковное вино антисептиком, убивающим вирусы, или даже убеждены, что вирусы «не выживают во рту», другим кажется, что на ложке «не осядет» нужное количество заразы, третьи и вовсе ратуют за то, чтобы делить с общиной все, в том числе и ее болезни.

Вирус — это не бактерия. Он не передается через ротовую полость. Он передается через слизистые носа и глаз. В ротовой полости кислотно-щелочная среда такая, что он не выживает. Не только этот, любой. Кроме того, причастие — это Христос под видом вина, ну по поводу Христа говорить нечего, но вино — это антисептик, в нем кислота и спирт, что для вируса есть невыживаемая среда. То так, а лишь бы поговорить.

Лжица, если эпидемий нет, вообще практически безопасна. Там не такое количество вещества, это как гомеопатия.

Но причастие — не столько личное дело, сколько дело общины, а таким образом получается, что вы не хотите иметь с общиной ничего общего.

Но есть и те, кто сомневается в безопасности этой церемонии.

А кто вёл или ведёт статистику заражения на проходах? Ну никто ведь? Я вам скажу из своего опыта 25 лет, я конечно не могу утверждать, что это строго после причастия, конечно ходила и в другие места, но всё-таки. ну с одной ложки несколько десятков, так некоторые ее еще и облизывает ее, потом тебе губы вытрут одним концом и поцелуешь чашу и икону, которую уже целовали до тебя. Слушайте, ну почему вы не хотите посмотреть в микроскоп, ну давайте, ну мы же не в средних веках. ну делать нужно что-то с этим. ну поймите ,Бога ради!

Позиция «если я заражусь и умру, значит, так хотел Бог» тоже вызывает критику.

В общем, я сама причащаюсь в любых условиях и много лет причащалась, например, после толпы заключённых, когда мы несли тюремное служение. Я никогда не думаю о том, могу ли я заразиться через Причастие. Но бывало, что подхватывала вирус в церкви без всякого причастия, например, после одного соборования.

И упаси меня Бог от двух вещей: упрекать тех, кто боится заразиться во время эпидемии — и хвастаться тем, как я «ничего не боюсь». Я могу причащаться в начале, в конце, это ничего не меняет, ну, так получилось.

А вот зато я вслух по-честному называю дураками тех, кто сейчас бахвалится, что «даже если там смерть от вируса, то как христианин может бояться смерти? Ведь там Христос! Если и смерть, то с Ним!»

Дураки. Своей смерти не бойтесь сколько хотите. А других, будьте любезны, берегите, чтобы они не умерли из-за вас. Даже мысленно. Жонглеры чужими жизнями. Теоретики. Не в цирке.

А хотите «умирать со Христом» — идите работать волонтерами в хоспис, или в организацию против пыток, посмотрите на смерть поближе. Может, щёлкнет что.

Большая группа верующих все же призывает разработать схему церемонии, при которой прихожане смогут соблюдать элементарные нормы гигиены.

Поскольку спрашивают, отвечаю.

Да, вирус может передаваться через чашу. Думать иначе — это докетическое отношение к Дарам. Всякий приступающий к чаше должен это четко осознавать и принимать решение: приступать или не приступать, — исходя из этого понимания. Обманывать людей и себя, ссылаясь на веру и обещая, что ничего не будет, богословски неверно, а также безответственно и может даже преступно.

Я, например, прекрасно это осознаю и, тем не менее, потребляю Дары после всех.
Но при этом в нашем храме в алтаре мы даже целование мира перед Символом веры перевели в бесконтактный режим и только кланяемся друг другу.

Какая может быть альтернатива тому, чтобы не причащаться вообще? Можно, например, раздавать Дары каждому в руки — как это у нас принято с диаконами. Это не устраняет совершенно, но минимизирует риск заражения. Кстати, католики у нас здесь перешли от практики класть облатку каждому в рот к практике класть ее в руки.

Выход из-за печки: я всю свою церковную жизнь старалась встать в очередь к причастию пораньше, чтоб вот поближе к детям, чтоб передо мной не вся толпа с этой ложки. Понятно, что это никакого эффекта бы не имело, чисто психологически. Запивка ещё (какое дурацкое слово, кстати). В таких софринских золочёных мини-чарочках. Или в обычных чашках, где попроще. Я чарочку всегда за ручку брала левой рукой, чтоб пить хотя бы с того краю, с которого меньше пили. Киоты в жирных пятнах. А как же, «к празднику» же надо приложиться.
Вот, кстати, именно так навык «не думать» и вырабатывается. «А вы не думайте, делайте, как положено, маловеры, никто ещё в храме не умер».
Таки я мечтаю, что теперь у нас будут одноразовые стаканчики для воды и запивки, какие-нибудь экологичные, одноразовые же лжицы (можно сжигать картонные или деревянные, а кто-то на днях предложил делать из хлеба, сразу с просфорой получается). Вместо целования Чаши, Ей можно поклониться, что делать с платом и нужен ли он — вопрос. Но тоже, конечно, одним куском ткани столько ртов.
В притворах повесить дозаторы с дезинфицирующими жидкостями: перекрестился, вошёл, руки обработал — пошёл дальше. Перед иконами в киотах положить антибактериальные салфетки — протёр перед собой стекло, приложился, перекрестился. Кстати, и дозаторы, и коробочки могут быть красивыми — вот и «Софрино» своего не упустит.
И не на время эпидемии коронавируса, а насовсем. Просто потому, что практика причащения сложилась в те времена, когда про вирусы ничего ещё не знали, и мегаполисов не было. А теперь это вопрос этикета, хорошего тона. Просто апдейта практик, а никак не сути веры.
В заявлении Синода, кстати, каким бы корявым оно ни было, не написано, как тут многие утверждают в фейсбучных баталиях, что «через Святые Дары нельзя заразиться». Это богословски неверно, и превращает христианство в какую-то магическую пародию, при этом комичны аргументы с совершенно позитивистскими требованиями «докажите экспериментально, что от причастия можно заразиться». Комиссия по чудесам )

На одноразовые деревянные ложечки для причастия уже перешла Финская православная церковь. Она же рекомендовала прихожанам больше не целовать иконы, кресты, чаши и руки священников – вместо этого достаточно, например, поклониться.

Если бы епископом был я, то в своем вирусном послании я бы напомнил людям,

— что все субботы для человека, а не человек для типикона
— что искушать Бога требованием непременного чуда и защиты есть прелесть и грех
— что нельзя выставлять напоказ свою «крепкую веру» и «безбоязненность»
— что геройствовать отважно лучше по другим поводам, спасая других людей, а не умножая угрозу для них и для себя
— что нельзя идти по пути неопротестантских сектантов, которые похваляются тем, что змеи их не кусают
— что лучше сохранить себя максимально здоровым для помощи заболевшим
— воздержание от посещения служб в эти дни считать подвигом ради ближнего, а не слабостью, ибо это отказ от того, чего хотелось бы ради того, что дОлжно.
— что Промысл Божий призывает нас к келейным молитвам, особенно уместным во дни Великого Поста
— что нет греха в том, чтобы исполнить рекомендации гражданских и санитарных властей и на время воздержаться от посещения многолюдных служб
— что если сложившиеся обстоятельства породят в вас тоску по Причастию и храму, это будет хороший плод данного Поста.
— что в Чаше, конечно, Кровь Христова, но это не гарантирует Чашу от попадания туда еще и чего-то другого (хоть мухи, хоть вируса: см. Известие Учительное а также историю рипиды и покровцов)
— что все целования (в том числе рук иерархов) запрещаются

Конечно, я запретил бы в этом сезоне проводить новомодные массовые соборования, то есть многочасовые собрания и так не очень здоровых пожилых полураздетых людей, стоящих плотными рядами в закрытом и непроветриваемом помещении.
А воскресные Богослужения хорошо было бы вообще вынести за стены храмов на открытый воздух — благо, уже идет тепло.
На храмовом полу приказал бы начертить клеточки размером полтора на полтора метра и пояснил бы, что в каждом квадрате к любую минуту может находиться лишь один человек.
Ну, а после этого уже можно было бы перейти к мелочам типа протирания икон или одноразовых ложечек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: