Число жертв китайского коронавируса сегодня превысило психологическую отметку. Погибло уже больше тысячи человек. Зараженных по всему миру 43 тысячи. Между тем накануне в Китае закончились затянувшиеся каникулы, заработали предприятия. И мировые рынки начали считать, какой урон вспышка нанесла глобальной экономике. Так, нефть упала на 17 процентов в самый пик коронавируса. Это больше, чем в 2009 году во время свиного гриппа.
Неожиданные трудности из-за вируса сейчас испытывает и Национальная хоккейная лига. У команд серьезная нехватка клюшек. Больше половины производится на фабриках в Китае. И новые партии просто не доставили за океан.
Ну а в России сейчас начали борьбу с теми, кто раздувает вокруг коронавируса панику. После того как накануне в Москве на 30 суток арестовали пранкера, который с другом разыграл в метро приступ болезни, похожую попытку пошутить предприняли в Тюмени.
Троих пранкеров там разыскивают после того, как они по всему городу бегали за якобы зараженным коронавирусом.
Пранкерами уже заинтересовались в полиции города, там начали проверку.
В Китае подсчитывают экономические убытки из-за эпидемии
Самая популярная конспирологическая версия возникновения коронавируса — его запустили рукотворно, сознательно. Кто и с какой целью? Тут мнения конспирологов делятся. Одни считают, что это продолжение войны между Америкой и Китаем с целью ослабить конкурентов. Другие — что Китай сам себя травит вирусом. Цель, например, такая — под шумок и подешевле скупить у иностранцев резко упавшие в цене акции своих же компаний.
Не будучи конспирологом, не могу все ж не заметить: если какая-то из этих версий верна, то мир, наш с вами мир, находится во власти совершенно невменяемых людей. Уже сегодня под карантином — больше половины всех рабочих мощностей Китая. А это главная мастерская всего мира. Всего! Так что последствия могут быть только двух типов: плохие и катастрофические. Для всех без исключения.
Огромный, на три квартала, оптово-розничный комплекс в Пекине. Обычно здесь каждый день заключаются сотни сделок, в первую очередь на поставки в Россию и страны СНГ. Вот уже неделя, как после каникул здесь должна бурлить жизнь. Но на всех входах замки и предупреждения о вирусе. Некоторые коммерсанты съехали совсем. Есть один технический вход, о нем знают только местные. Внутри все вымерло, будто, как мальчик из детской книжки, попал во вчерашний день. Все то же самое, только без людей. Совершенно фантасмагорическая картина. Все залито светом, горят огни рекламы — и все это ни для кого. Ни одного человека вокруг.
Ничто так не говорит о серьезности эпидемии, как решение уже дважды продлить в стране новогодние каникулы — сперва до второго, а теперь до девятого числа. Власти добровольно подписались на колоссальные убытки. Стоят заводы. Закрыты рестораны. Отменяются многотысячные концерты и гонки «Формулы-1».
Что уж говорить о торговле! Предложение есть — спроса нет. Фруктов на пекинских прилавках хватит на 10 Пекинов, но их не раскупают и в одном. Единственное, в чем спрос превышает предложение, — защитные маски.
«Мы придумали дизайнерские, чтобы было красиво. От вируса защищают, но стоят дорого — эксклюзив. Двести юаней с лишним», — говорит продавец.
Это 2000 рублей за штуку. Но все равно берут: других на рынке не найти. Да и рынок, мягко говоря, небогат.
По другую сторону закрытой российско-китайской границы, в Благовещенске, все работает. Китайские торговцы — редчайший случай — радуются, что не попали домой на празднование восточного Нового года.
«В Китае же эпидемия, а тут все хорошо, безопасно, спокойно», — говорит предприниматель Чжан Лиган.
Но сетуют, что бизнес стоит. Если в Китае вируса опасаются продавцы, то в России — покупатели.
«Люди перестали ходить на рынок. Боятся, наверное, поэтому не приходят и выручки нет», — жалуется продавец Светлана Султыгова.
И это все мелкий бизнес. Потери крупного пока невозможно просчитать даже примерно.
«Влияние эпидемии на экономику растет, особенно это касается сферы потребления. Культура и ресторанный бизнес, развлекательная индустрия и туризм уже сильно пострадали. И особенно транспорт: сейчас, после новогодних каникул, ожидался пик перевозок, но число пассажиров гораздо ниже обычного», — сообщил зампредседателя Национальной комиссии по развитию и реформам Лян Вэйлян.
Абсолютные цифры будут зависеть от того, как долго все это продлится. Но ясно, что речь о миллиардах долларов.
«Те регионы, которые оказались покрыты сейчас не столько болезнью, сколько именно заблокированы, там где проживает сейчас почти 70 миллионов человек, то есть карантинные города, производили от 60 до 90% всей продукции Китая и составляли 65% китайского ВВП по прошлому году», — привел данные профессор факультета мировой экономики и политики Национального исследовательского университета ВШЭ Алексей Маслов.
Первые после праздников торги на китайских биржах открылись обвалом на более чем 8%. Отменив сообщение с Китаем, терпят колоссальные убытки авиакомпании. Сведен на нет туризм: большинство китайских тургрупп уже вернулись домой, новых пока не предвидится. Это напрямую повлияет на российский бизнес.
«В Россию приезжает в год больше двух миллионов, из них миллион двести тысяч — по безвизовому групповому обмену, то есть это классические культурно-познавательные туристы. Поэтому, конечно, не досчитаться такой части турпотока. Будет сложно компенсировать высвобождение номерного фонда, транспортных мощностей, загрузки ресторанной, гостиничной», — сказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Кроме того, Китай — ключевой импортер стали, в том числе российской, и чем дольше будут простаивать его заводы, тем меньше металла им понадобится. Из-за вируса и связанной с ним остановки производства на мировых биржах упали цены на лесоматериалы, железную руду. Цена на медь демонстрирует худшую динамику с 1986 года, а следом, по худшему же сценарию, пойдет цена на нефть.
«Самое плохое, что нефть может упасть ниже 50. Это скажется на рубле и доходах бюджета, но если это случится, я думаю, ОПЕК соберется мгновенно, сократит квоты. И в этот момент никто не будет их за это ругать, говорить, что что-то не так, потому что они объяснят это форс-мажорной ситуацией», — сказал руководитель информационно- аналитического центра Александр Разуваев.
Во всяком форс-мажоре, впрочем, есть позитив, если его очень тщательно искать. Именно когда в Китай пришла прошлая большая эпидемия — атипичная пневмония начала века, была создана не имеющая мировых аналогов система доставки товаров на дом. В Китае можно вообще не выходить из дома, вам привезут что угодно. В Пекине сейчас второй час ночи, без того безлюдный город давно спит. Но эта кавалерия уже наготове: завтра с первыми лучами солнца моторикши начнут развозить продукты тем, кто боится выйти за ними на улицу.
Джеку Ма, владельцу крупнейшей империи интернет-торговли, по идее должно быть выгодно, чтобы люди сидели по домам. Но он пожертвовал на разработку вакцины от коронавируса почти 15 миллионов долларов. И дело не только в альтруизме: опасаясь вируса, присланные его службой посылки люди порой боятся даже трогать руками. И если весь этот кошмар как можно скорее не остановить, его империя, как и мировой бизнес, потеряет гораздо больше.
Туроператоры попросили у Мишустина 600 млн руб. на убытки от коронавируса
Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась к главе правительства страны Михаилу Мишустину с просьбой о возмещении российскому турбизнесу прямых убытков, понесенных в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае.
В письме на имя премьер-министра указывается на заявление замглавы Минтранса Александра Юрчика о возможности выплаты пострадавшим от закрытия полетов в Китай российским авиакомпаниям 1,6 млрд руб.
«Полагаем, что туризм также является одной из отраслей, понесшей колоссальные убытки от ситуации, связанной с коронавирусом», — отмечается в письме АТОР.
В ассоциации пояснили, что не просят о компенсации упущенных туроператорами доходов (ранее АТОР сообщила, что, если границы для китайских туристов останутся закрытыми до конца марта, турбизнес России недополучит 2,8 млрд руб., а если до конца летнего сезона — то и все 31,2 млрд руб.), а только их прямых убытков.
В АТОР пояснили, что к моменту закрытия продажи путевок на курорты Китая и эвакуации уже заехавших туда путешественников туроператоры оплатили услуги авиакомпаний, гостиниц и принимающих компаний в Китае, однако вернуть свои средства в подавляющем большинстве случаев не смогли. В то же время в соответствии с российским законодательством туроператоры не имеют права компенсировать фактически понесенные расходы за счет туристов.
Прямые убытки туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, от досрочного прекращения программ в Китай и экстренного вывоза туристов из этой страны АТОР предварительно оценивает в 450 млн руб. Еще в 150 млн руб. ассоциация оценивает прямые убытки туроператоров, принимающих китайских туристов и успевших до закрытия для тех въезда в Россию оплатить программы на зиму, весну и даже лето этого года.
Мишустин подписал распоряжение о временном запрете въезда граждан КНР в Россию 18 февраля. Российские власти также приостановили оформление документов для въезда, в том числе виз, приглашений, разрешений на привлечение иностранных работников.
Объясняя принятое решение, вице-премьер Татьяна Голикова сказала, что такое ужесточение режима установлено в целях безопасности и охраны здоровья россиян.
Распространение коронавируса нового типа началось в Китае в декабре 2019 года. По данным Национальной комиссии по здравоохранению КНР, на 20 февраля в стране было зафиксировано 75 465 подтвержденных случаев заражения COV >
Из-за коронавируса мировой бизнес терпит колоссальные убытки
Самолеты Минобороны России сегодня должны отправиться в Китай, чтобы забрать наших соотечественников, которые решили покинуть опасные районы. С сегодняшнего дня приостановлено пассажирское железнодорожное сообщение с КНР.
На этом фоне в Приморье заработали три пункта временного размещения для приезжающих из Китая. По последним данным, число заболевших там превысило 17 тысяч человек, летальных исходов – 361. Вирус ощутимо ударил по экономике, причем не только китайской.
Тянь Цюэ работает в инфекционном отделении госпиталя Уханя и каждый день рискует жизнью ради того, чтобы там было чисто. Она не врач и не медсестра — уборщица. Главную идею сегодняшнего Китая Тянь Цюэ формулирует предельно точно: «Семья спрашивает: «Сколько ты зарабатываешь, чтобы так рисковать? Что, если ты принесешь вирус домой?» Я отвечаю: «Ну кто сейчас думает о деньгах?»
«Сколько ты зарабатываешь?» — в Китае второй по популярности вопрос после «обедал ли ты?»: китайцы любят работать и получать прибыль. Ничто так много не говорит о серьезности эпидемии, как решение уже дважды продлить в стране новогодние каникулы — сперва до 2-го, а теперь до 9-го числа.
Власти добровольно подписались на колоссальные убытки. Стоят заводы. Закрыты рестораны. Отменяются многотысячные концерты и гонки «Формулы-1». Что уж говорить о торговле! Предложение есть — спроса нет. Фруктов на пекинских прилавках хватит на 10 Пекинов, но их не раскупают и в одном. Единственное, в чем спрос превышает предложение, — защитные маски.
«Мы такие придумали, дизайнерские, чтобы было красиво. Защищают. Но стоят дорого — эксклюзив. Двести юаней с лишним», — говорит продавец.
Это 2000 рублей за штуку. Но все равно берут: других на рынке не найти. Да и рынок, мягко говоря, небогат.
Огромный, на три квартала, оптово-розничный комплекс в Пекине. Обычно здесь каждый день заключаются сотни сделок, в первую очередь на поставки в Россию и страны СНГ.
По другую сторону закрытой российско-китайской границы, в Благовещенске, все работает. Китайские торговцы — редчайший случай — радуются, что не попали домой на празднование восточного Нового года.
«В Китае же эпидемия, а тут все хорошо, безопасно, спокойно», — говорит предприниматель Чжан Лиган.
Но сетуют, что бизнес стоит. Если в Китае вируса опасаются продавцы, то в России — покупатели.
«Люди перестали ходить на рынок. Боятся, наверное, не приходят. И выручки нет, продаж очень мало», — жалуется продавец Светлана Султыгова.
Российский предприниматель Сергей закупает в Китае видеотехнику. Он двумя руками за закрытие границы — не дай бог, с наплывом китайских торговцев вирус проникнет в Россию. Хотя бизнес, конечно, страдает.
«Я заказал в Китае фототехнику, поменял рубли на юани. Но в связи с тем, что граница закрыта, я не могу получить свой товар, когда он придет — неизвестно. Теперь мне приходится отказываться от этого товара и обратно менять юани на рубли. В связи с этим я потеряю немаленькую сумму денег», — говорит предприниматель Сергей Бредихин.
И это все мелкий бизнес. Потери крупного пока невозможно просчитать даже примерно. Абсолютные цифры будут зависеть от того, как долго все это продлится. Но ясно, что речь о миллиардах долларов. Первые после праздников торги на китайских биржах открылись обвалом на более чем 8%.
Отменив сообщение с Китаем, терпят колоссальные убытки авиакомпании. Сведен на нет туризм: китайские тургруппы уже вернулись домой, новых пока не предвидится. Китай — ключевой импортер стали, в том числе российской. Но чем дольше будут простаивать его заводы, тем меньше металла им понадобится. Из-за вируса и связанной с ним остановки производства в Китае на мировых биржах упали цены на лесоматериалы, железную руду, а цена на медь демонстрирует худшую динамику с 1986 года.
«Все грузы, идущие из Китая к нам либо от нас в Китай, вы можете видеть, все стоит», — сказал замдиректора торгового порта «Благовещенск» Марат Фаткуллин.
И еще один штрих. Джек Ма — владелец крупнейшей империи интернет-торговли «Алибаба» — пожертвовал на разработку вакцины от коронавируса почти 15 миллионов долларов. Дело не только в альтруизме: если весь этот кошмар как можно скорее не остановить, империя потеряет гораздо больше.
Коронавирус бьет по мировому бизнесу
Южнокорейская компания LG Electronics, обычно один из самых крупных экспонентов на ежегодной ярмарке мобильной связи Mobile World Congress (MWC) в Барселоне, в этом году не будет участвовать в важнейшем отраслевом смотре. Причина отказа: коронавирус. Руководство фирмы не хочет подвергать сотни своих сотрудников рискам, связанным с международными полетами в условиях эпидемии, а своих клиентов и партнеров — опасности заражения.
Аудио- и видеофайлы по теме
Как борются с распространением коронавируса (27.01.2020)
Как отразится эпидемия коронавируса на туризме в России (28.01.2020)
Mobile World Congress в Барселоне: если ехать, то как?
А вот компания ZTE из Шэньчжэня, один из ведущих китайских производителей телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, наоборот, твердо намерена присутствовать на MWC-2020, которая пройдет в Барселоне с 24 по 27 февраля. Поэтому принято весьма необычное решение: менеджерам фирмы строго предписано как минимум на две недели «самоизолироваться», чтобы удостовериться, что они не являются носителями вируса.
Работник санитарной службы в аэропорту Гонконга отслеживает на мониторах данные тепловизоров
Однако им будет не так-то легко добраться до Европы. Большинство европейских авиакомпаний, в том числе и испанская Iberia, еще в конце января на несколько недель отменили регулярные рейсы в города континентального Китая. Правда, провинция Гуандун, где находится Шэньчжэнь, граничит с Гонконгом, и туда целый ряд воздушных перевозчиков еще летает.
Но после того, как на этой неделе от полетов в Гонконг временно отказались американские United Airlines и American Airlines, немецкая Lufthansa заявила 5 февраля, что «изучает» целесообразность ежедневных рейсов в этот финансовый и торговый центр, которые осуществляет как она сама, так и ее швейцарская дочка Swiss. Сомнения вызваны уже не только и даже не столько медицинскими, профилактическими соображениями (хотя в Гонконге, по официальным данным, выявлено два десятка случаев заражения коронавирусом и один человек от него умер), сколько падением спроса.
Коронавирусы
Коронавирус SARS-CoV-2 (2019-nCoV; COVID-19)
Cathay Pacific: неоплачиваемый отпуск как реакция на эпидемию
Его со всей остротой почувствовала гонконгская авиакомпания Cathay Pacific, глава которой Огастес Тан принял в этой ситуации неординарное решение: он записал видеообращение, в котором призвал каждого из 27 тысяч сотрудников, в том числе и топ-менеджеров, в ближайшее время взять три недели неоплачиваемого отпуска. Такая мера призвана снизить убытки, вызванные вынужденной отменой многочисленных рейсов в континентальный Китай и за рубеж.
Однако резкое сокращение по всему миру воздушного сообщения с Китаем не только снижает доходы авиакомпаний и аэропортов, теряющих пассажиров и трафик, но и создает все более серьезные проблемы фирмам из самых разных отраслей.
На это указал президент Всемирного банка Дэвид Малпасс, предупреждая 4 февраля о предстоящем снижении прогноза темпов роста мировой экономики «как минимум в первой части 2020 года». Он напомнил, что «многие китайские товары доставляются по всему миру в чреве пассажирских самолетов». Теперь же фирмам приходится быстро приспосабливать свои логистические цепочки к новым условиям.
Китайский завод Airbus встал на неопределенный срок
Зачастую это очень сложно сделать. Ограничения воздушного сообщения, объявленный Пекином карантин, фактически парализовавший регион с 56-миллионным населением с очень важным транспортным узлом Ухань, а также требование властей КНР всюду, где это возможно, позволять сотрудникам работать из дома, создают для многих фирм серьезные или даже непреодолимые проблемы.
Завод Airbus в Тяньцзине обычно выпускает в месяц четыре самолета семейства А320
Об этом свидетельствует пример европейского аэрокосмического концерна Airbus. Его авиационный завод в Тяньцзине недалеко от Пекина после традиционных каникул, связанных с китайским Новым годом, так и не возобновил работу. В официальном заявлении концерна от 5 февраля указывается, что из-за введенных в Китае «ограничений на национальные и всемирные поездки» он столкнулся с «некоторыми логистическими вызовами».
В чем именно проблема, Airbus уточнять не стал, но его китайское предприятие по сборке среднемагистральных самолетов семейства A320 встало на неопределенный срок. Обычно оно выпускает четыре лайнера в месяц. Это примерно 7% месячного производства в данном сегменте на всех заводах концерна, подсчитало агентство Reuters.
Hyundai и Kia: дефицит комплектующих из Китая
С острейшими логистическими проблемами столкнулась автомобильная промышленность Южной Кореи. Коронавирус нарушил бесперебойную доставку комплектующих от китайских поставщиков, и с пятницы, 7 февраля, на семи южнокорейских заводах концерна Hyundai (пока до вторника) практически остановится выпуск автомобилей, кроме автобусов. При этом три линии простаивают уже с 4 февраля.
В то же время дочка концерна, компания Kia, пока продолжает работать, но снизила объемы производства. Сейчас руководство Hyundai ускоренными темпами пытается найти поставщиков в самой Южной Корее и в целом в Юго-Восточной Азии. Так что вызванные коронавирусом временные логистические проблемы могут в перспективе привести к снижению доли китайских поставщиков на южнокорейском рынке автокомпонентов.
Новая гигафабрика компании Tesla в Шанхае из-за коронавируса уже выбилась из графика
Тем временем в самом Китае японский автостроитель Honda, объявивший в минувшее воскресенье о намерении возобновить 14 февраля производство на заводе в Ухане, в этот четверг, по сообщениям СМИ, уже готовился к дальнейшему продлению новогодних каникул.
Американская корпорация Tesla пока собирается вновь запустить конвейер на своей новой гигафабрике в Шанхае, заработавшей лишь в конце прошлого года, в понедельник, 10 февраля. Но она уже предупредила, что выбилась из графика производства электромобиля Model 3.
Трудно представить себе, что такие и подобные корпоративные новости из области большого бизнеса останутся без макроэкономических последствий, не приведут к замедлению экономического развития в Китае и других странах, в частности, в Германии и в России. Однако пока мнения о том, насколько серьезной будет вызванное коронавирусом торможение глобальной экономики, расходятся. Что и неудивительно: эпидемия еще даже не достигла апогея.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Две больницы за две недели
Две недели назад здесь была голая земля. Сейчас одна из двух новых больниц, в целом рассчитанных на более 2500 койко-мест, готова к приему пациентов, другая будет достроена в ближайшие дни. В новых комплексах, возведенных менее чем за две недели, будут лечить только пациентов с коронавирусом. Другие клиники в изолированном от остального мира мегаполисе переполнены.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Балет разноцветных экскаваторов
Все началось 23 января со строительных работ в Ухане. Хитом в интернете стали прямые трансляции со стройплощадки. Хотя на видео можно было увидеть статичную картинку, да еще и снятую с большого расстояния, оно собрало миллионы просмотров, сообщают китайские СМИ. Пользователи даже придумали имена для некоторых экскаваторов — в зависимости от их цвета.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Больницы из сборных модулей
Строительство ведется из сборных модулей, что позволяет завершить его в максимально сжатые сроки. Тем не менее поражает то, сколько рабочих, оборудования и необходимых материалов доставили в Ухань за такое короткое время.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Работа до изнеможения
Лишь на одной из двух строительных площадок заняты более 3000 рабочих. Как сообщает китайская телекомпания CGTN, в первые дни строители были вынуждены работать по 12 часов в день — не хватало персонала. Сейчас работы ведутся в три смены.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Резиновые сапоги и защитные маски
Строительство не останавливается даже ночью и в дождь. Рабочие в обязательном порядке должны носить защитные маски. Периодически всем строителям измеряют температуру. По состоянию на 2 февраля в Китае от коронавируса умерли 304 человека, подтвержденных случаев заражения в этой стране — более 14,3 тысячи.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Плечом к плечу
Залог успешной работы на строительных площадках — хорошая организация. У Китая уже есть опыт работы с подобными экспресс-клиниками. В 2003 году во время эпидемии атипичной пневмонии SARS в Пекине за шесть дней построили больницу на 1000 мест. В ней проходил лечение каждый седьмой китайский пациент с атипичной пневмонией. Этот опыт стал примером для двух нынешних строек.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
В рекордно короткие сроки
Строительство больниц идет молниеносными темпами. Некоторые государственные СМИ сообщили о том, что первое здание было построено спустя 16 часов. В качестве доказательства они использовали снимок дома в Циндао — города более чем в 800 км от Уханя. Но это оказалось типичным примером фейковых новостей. В действительности еще 30 января стройка выглядела так, как на фото сверху.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Строительство завершается
В воскресенье, 2 февраля, власти объявили, что первый из двух экспресс-госпиталей готов. Для срочного строительства больницы, названной «Гора бога огня», потребовалось 10 дней. Вторая аналогичная больница в Ухане на 1600 коек, которая названа «Гора бога грома», по плану должна начать прием пациентов 6 февраля.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Внутри больницы — спартанская обстановка
Полевой госпиталь на 1000 пациентов для лечения коронавируса готов к приему больных. Туда направлены 1400 военных медиков, а первые зараженные новым коронавирусом начнут поступать в понедельник, 3 февраля. В связи с эпидемией коронавируса в 11-миллионном Ухане не хватает мест для заболевших, больницы переполнены и жители жалуются на многочасовые очереди на прием к врачу.
Экспресс-больницы в Ухане для зараженных коронавирусом
Китайские герои нашего времени
Строительство не на века: по оценкам экспертов, экспресс-больницы — это временное решение. Их появление в рекордно короткие сроки стало реакцией на массовые вспышки коронавируса — зараженных им людей нужно как можно быстрее изолировать и лечить. Так что на длительный срок службы инфекционные отделения не рассчитаны.